Анри де Валуа
Я гуляю по проспекту, мне не надо ничего - я надел свои очки и не вижу никого!
Очередная запись о поездке, на этот раз в Выборг. Перечитывая ее, думаю, что кое где я писала слишком эмоционально. Но надеюсь, что читатели, если таковые будут, простят автору его впечатлительность :D



"Недавно съездила в Выборг. Давно хотела и давно собиралась, а на прошедших выходных, наконец-то, собралась. Встала пораньше и поехала на Финляндский вокзал. Приехала удачно - купила билет до Выборга и уже через 10 минут сидела в электричке.
В сторону этого города я никогда не ездила. Я вообще редко куда выезжаю, поэтому меня, как домоседа, немного удивило количество народа в электричке. Люди ехали из Питера в Выборг аж с велосипедами - просто с намерением там погулять и уехать обратно. В конце концов, 240 рублей за поездку туда - не деньги, а удовольствия от такого путешествия можно получить массу.
Пока ехала, местами невольно размышляла на тему, принесет ли мне эта поездка моральное удовлетворение или нет. Но вообще у меня всегда такие мысли появляются, как только я куда-нибудь собираюсь. Сейчас можно смело сказать - поездка удовлетворение принесла.



Самой знаковой достопримечательностью города для меня стал, конечно, Выборгский замок. Средневековую крепость я не видела ни разу в жизни и могла только в фантазиях представлять, какое она на меня произведет впечатление и произведет ли вообще. Не могу сказать, что вид ее сразу привел меня в восторг - впечатления вообще "доходят" до меня довольно медленно и я часто сразу просто не могу сказать, впечатляет меня что-то или нет.

Едва завидев замок, я сконцентрировала на нем все свое внимание и сделала примерно с десяток снимков. Вот собственно, некоторые из них:



Было трудно оторвать взгляд от высоких каменных стен, ото рва, выкопанного вокруг замка, от башни, на которой можно было разглядеть людей. Вода во рву казалась совсем черной, а на берегу живописно желтели одуванчики в сочной зеленой траве. Ото стен замка явно веяло древней историей. Не знаю, как это объяснить, но когда я входила на его территорию, у меня внутри все замерло - и затихло. По крупной брусчатке я ступала аккуратно, осторожно озираясь вокруг и словно впитывая в себя атмосферу этого места. Ведь эти стены, они же столько видели, столько впитали в себя; о скольких людях они могли бы рассказать, если бы только могли заговорить? Но говорить им было необязательно - все ощущалось и так. Поскольку я приехала в Выборг одна, я полностью абстрагировалась от остальных людей, весело фотографировавшихся у стен и рассматривающих сувениры в лавках. Их будто бы и не было вовсе - настолько я начала погружаться куда-то... то ли в себя, то ли куда-то в далекое прошлое, а вернее, в свои фантазии о нем.




Цены на билеты оказались более чем демократичными. 60 рублей стоил билет в сам музей и 40 рублей билет на башню Олафа. Я отправилась первым делом в музей. Первый этаж оказался совсем небольшим, там было всего 3 зала и при том довольно тесных. Поскольку Выборгский замок считался крупной крепостью и одним из красивейших замков в средние века, мои предыдущие представления по поводу простора в замках вообще, рассеялись моментально. Но эти небольшие помещения как будто придавали внутреннему убранству уюта; там однозначно было куда уютнее, чем в том же Эрмитаже.



Собственно в первом зале на мой взгляд ничего сильно особенного не содержалось; так сказать, вводная часть в историю крепости. Когда, кем была построена, какие изменения претерпевала с течением времени, какую роль играла, кто были ее коменданты, когда и при каких обстоятельствах перешла к русским. В одном из залов разместилась целая композиция-макет под названием "Осада Выборга войсками Петра I в 1710-м году.

В третьем зале (насколько я сейчас помню) в качестве экспонатов были выставлены фрагменты средневекового оружия, предметов быта, монет и прочих ценностей, найденных при раскопках. И был небольшой уголок, отведенный уже истории 20-го века.

Какую ценность представляет собой этажерка с оставленными на ней книгами, сразу понять было сложно, но потом все стало ясно.




Насколько я поняла из аннотации, это был последний раз, когда финны покинули Выборг - и город снова перешел к русским. Многие оставляли свои вещи в домах, как есть, потому что уходили очень спешно. Этажерка с книгами, свадебной фотографией и свечой, которая осталась гореть после того, как хозяева покинули жилище - все вместе это составляет целую композицию в сложной и местами такой причудливой мозаике истории. Перед нами словно проплывают фрагменты из прошлого - яркие, наполненные запахами, звуками шагов, чьими то голосами; они внезапно врываются в сознание - и так же резко обрываются, словно обрезанная видео пленка. Но мы всегда можем додумать, что было дальше или хотя бы попытаться предположить ход событий.

В свадебную фотографию я вгляделась особенно внимательно - и нашла очень красивыми как жениха, так и невесту. Хочется верить, что эти люди прожили вместе до самой старости. Сейчас они конечно, уже умерли. Могли ли эти обычные финны представить, что их свадебная фотография будет стоять на той самой этажерке в музее?

Собственно, это и есть весь первый этаж. Этажерка, конечно, не единственный экспонат этой небольшой выставки предметов быта, относящихся к 20-му веку. Стены, увешанные черно-белыми фотографиями рассказывали о жизни Выборга в прошлом столетии, а так же о самых знаменитых его жителях.


Обойдя весь первый этаж, я поначалу подумала, что это и есть весь музей. Но слава Богу, я вовремя заметила указатель на лестнице, ведущей на второй этаж. Указатель гласил: "Продолжение осмотра". Морально приготовившись к новым впечатлением, я поднялась наверх, гадая, что же меня там ждет.

В первом зале на втором этаже содержался мини-музей криминалистики. И вот там я задержалась надолго, хотя выставка была совсем небольшая. Но каждый ее экспонат нес в себе настолько много, что я внимательно разглядывала каждый из них. Каждый билет, каждую купюру, фотографию, расписку. Но особенно меня "затянули" милицейские рапорты о происшествиях: убийствах, самоубийствах, поджогах, провокациях и прочее. Особенное впечатление на меня произвели два протокола: один о самоубийстве, совершенном молодым человеком 20-ти лет от роду (молодой человек застрелился из револьвера) и второй об убийстве матерью своего ребенка 14-ти дней от роду. Первой моей мыслью было, что женщина скорее всего была доведена до крайнего отчаяния нищетой и быть может даже, ее избивал муж, который затем ее бросил. Но реальность оказалась куда прозаичнее и невероятнее ожидаемого. Из следственного протокола я узнала, что женщина происходила из крестьян и работала швеей. Что у нее был муж, который в это время находился на Финском фронте. В отсутствие мужа эта женщина познакомилась с неким Германом Александровичем, который был женат и более того, имел детей. Героиня протокола от него забеременела и даже поехала за ним в Выборг (он переехал туда на постоянное место жительства). Женщина намеревалась работать у него в швейной мастерской. Вскоре она родила и через 14 дней после родов задушила своего ребенка. Вероятно, она очень тщательно обдумала это преступление, потому как даже подделала какой-то важный документ, чтобы получить свидетельство о смерти малыша в ЗАГСе. И вот мне интересно, зачем она ждала 14 дней? Если бы она совершила убийство сразу после родов или спустя день, и при этом находилась бы в каких-нибудь очень тяжелых обстоятельствах, еще можно было бы списать все на умственное расстройство или состояние аффекта. Но 14 дней - этого более чем достаточно для пробуждения материнских чувств. Сложно представить, что это была за женщина - но от образа, который я представляла в начале, она оказалась очень далека.

Грубая, жестокая и беспощадная реальность иногда завораживает своей неприкрытой, убийственно жесткой и яркой реалистичностью. Так же и меня заворожили представленные в музее протоколы, рапорты и вещественные доказательства. Второй протокол касался молодого человека 20-ти лет от роду. Артемьев Александр Артемьевич. Он застрелился из револьвера, ночью. Его даже успели доставить в больницу, где он и скончался. Там так и написано было "скончался". Интересно, почему когда врачи или любые другие официальные лица говорят о смети, они используют именно это слово. Вроде оно звучит как-то иначе, чем "умер" - но от этого имеет еще более сильный привкус металла. Привкус официального равнодушия, неразрывно связанного с безграничной и горькой скорбью.




Это были не единственные рапорты; были и еще. Но рассказала я о тех, которые больше всего меня почему-то впечатлили. Когда я все это читала, я невольно пыталась представить себе лица всех участников этих событий. Как они были одеты, какая вокруг них была обстановка. Как темно и сыро было в маленькой комнатке у того молодого человека, который пустил себе пулю в висок. Как он ощущал холод корпуса револьвера. И как дуло упиралось ему в голову. Сидел он или стоял, когда раздался выстрел? Я думаю, сидел. И руки наверняка были у него ледяные.

На этом впечатления не закончились. Самым знаковым экспонатом лично для меня стала веревка, на которой повесился человек. К сожалению, его имени нигде зафиксировано не было.




"Веревка, снятая с шеи повешенного". Каково? Не знаю почему, но около этой веревки я остановилась надолго. Меня заворожил этот зал, иначе и не скажешь. Словно дыхание когда-то живого человека касается твоей кожи, и по телу разбегаются мурашки какого-то оцепенения. Я сразу представила себе этого человека живым; стоящим на табурете из темного дерева, с этой петлей на шее. Этот образ - он словно был мне близким. И вот здесь мне представилось частое дыхание, лихорадка, сильное биение сердца о грудную клетку, слезы, горько и больно выступающие наружу. Все знают, как могут обжигать слезы. И гримаса - остро болезненная гримаса, исказившая его лицо за секунду до того, как он шагнул со своей табуретки в черную бездну. Почему-то мне кажется, что это был молодой человек. Ну максимум среднего возраста. Мне захотелось перенестись в это прошлое, хотя бы за 5 минут до того как все произошло. Увидеть этого человека - еще живым, еще дышащим, с бьющимся сердцем. Взять его за руки, взглянуть в лицо, и сказать "Не надо, не делай этого". Я бы постаралась его уговорить. И даже если бы не получилось - я бы пыталась снова и снова, каждый день возвращаясь в это прошлое. До тех пор, пока у меня не получилось бы и он не снял со своей шеи эту проклятую петлю. Жалко, что нельзя поворачивать время вспять; это делает нашу жизнь невероятно опасной и жестокой штукой. И вот думаешь иногда - если с другим человеком такое случилось, если он до такого дошел, то все то же самое может произойти и с тобой. Все люди живут, надеясь на лучшее. Терпят что-то, стараются ради чего-то, веря, что все не зря. Кто-то из них в какой-то особенно тяжелый момент ломается, с дикой и страшной болью; рушатся ценности, идеалы, рушится целый мир. Трудно вообразить поток эмоций, трудно представить всю глубину этого процесса. И что остается?... Одна единственная веревка в музее Выборгской крепости. Но лучше веревка, чем вообще ничего. Да, пожалуй, это лучше.

Посередине залы, среди всех этих рапортов и вещественных улик стоял рояль. Старый такой рояль...или клавесин... я уже даже и не поняла. И знаете, так было странно его там видеть. Рояль - это же музыка; а музыка это что-то светлое и радостное. Так странно было его видеть. Этот инструмент словно еще усилил ту атмосферу крови и пороха, что витала в уголке, посвященном криминалистике.



Кстати, я запомнила и даже записала имя одного бандита - прочла про него в аннотации к экспонатам, связанным с ним, что личность он неоднозначная и в правоохранительных органах до сих пор нет единого мнения, бандит он или ловкий милиционер под прикрытием. Леонид Пантелеев - нет, даже так, "Ленька Пантелеев".

Что было еще интересного... Второй зал оказался посвящен Второй Мировой войне. Раньше я всегда старалась беречь свою психику от душещипательных историй о чьих-то подвигах. Может, я не умела это правильно "переваривать", потому что мне сразу хотелось пойти и удавиться. Или разреверься вдрызг. Потому что люди погибли, люди пожертвовали собой и ничего за это не получили. Даже должной памяти - и то не получили. Я сомневаюсь, что где-то есть рай, поэтому вряд ли они где-то отдыхают душой, в награду за свои героические поступки. Это нисколько не отменяет того, что поступать нужно именно так и никак иначе. И это никогда не будет зазря, даже если никто потом о тебе не вспомнит; но как же обидно, когда и правда не вспоминают. Когда забывают, когда смеются над этим, когда избегают даже слушать какие-то рассказы или впечатления на эту тему. Но, что-то я ударилась в лирику. Собственно, несколько фотографий.




Пулемет "Максим" и рядом с ним гвоздика. Как это знаково.

Дальше лично мне было интереснее. Почти вся выставка состояла в основном из личных вещей бойцов.




И снова я представляю - нож в руках владельца; часы на запястье; портсигар в кармане и ремень на поясе. Снова лица, голоса, даже взгляды. Письма родным и близким. Надежды на лучшее и готовность, стиснув зубы, во что бы то ни стало выполнить свой долг. Даже не потому, что это ДОЛГ, а потому, что иначе невозможно. Ведь это еще и принципы, и совесть.

Вот, что осталось от этих людей. Это все были живые люди, представляете, живые. Только задуматься на минуту - живые люди!




Выставка, посвященная Второй Мировой войне, завершается одним сильным ударом, словно выстрелом в висок:



Вот такие извещения получали матери, сестры и жены, ожидающие своих сыновей, мужей, отцов и братьев с войны. Да, страшновато примерять такое на себя. Но за этим и нужны такие выставки; в людях все таки должна быть человечность - и ее надо в них воспитывать, без этого никуда. Хотя может это я такая больная - и нужно относиться к таким вещам проще. Хотя, я никогда не смогу "проще". Истерик у меня это все не вызывает, просто находит глубокий отклик внутри, и этим мне хочется как то поделиться, чтобы не держать все в себе. В этом смысле сетевой журнал - отличная штука.

Третий этаж музея являл собой выставку природных ресурсов. Честно говоря, это уже мне было не очень интересно, поэтому я спустилась на первый этаж и решила занять очередь на башню Олафа. С башни, как наверное многие знают, открывается великолепный вид на Выборг.



Если кому-то вдруг станет интересно, посмотреть все фотографии можно у меня на странице в контакте. Снимков очень много, и было бы просто безбожно заливать их все сюда. Тем более, что такие фотографии лучше смотреть в большом размере, а не в таком маленьком.

Стоит отметить, что когда электричка только въехала в город, погода стояла пасмурная. Но к вечеру распогодилось - и мне стало совершенно точно ясно: быть основательной прогулке по Выборгу!

Что я могу сказать об этом городе, проходив по его улицам добрых 3-4 часа? Город без сомнения, восхитительный. Раньше я на фотографиях видела Ригу - и вот Выборг как раз ее мне и напомнил. Узкие улочки, маленькие домики - и аккуратные и заброшенные одновременно -, витые фонарики у входов в магазины и кафе. Магазинчиков - маленьких, словно игрушечных, в центре Выборга много. Они выглядят как магазинчики какого-нибудь маленького европейского городка. А маленькие европейские городки славятся своей чистотой и ухоженностью. К слову сказать, магазины в Выборге закрываются довольно рано. Более того, в 7 часов вечера я не могла найти ни один работающий банк и ни одного банкомата, чтобы снять с карточки деньги. С кафе и закусочными в городе тоже небольшая напряженка - дело в том, что они либо очень маленькие, либо работают до 17:00, либо это рестораны. А мне цены ресторанов ну совсем не по карману. Однако, я отклонилась от темы.

Итак, с одной стороны город практически европейский. Ну собственно, он европейский и есть; только увы, за его состоянием похоже никто не следит. Вообще. Жуткая, почти готическая разруха бок о бок соседствует с вылизанностью маленьких магазинчиков и кафе. Особенно мрачным и знаковым символом возвышается над городом облупленная, сильно поврежденная безжалостным временем часовня.



Подходить к часовне слишком близко я не стала, да и не нашла, с какой стороны вообще можно подойти. Очень много разрушенных домов, в которые вроде и хочется влезть - но в то же время и страшно. Во времена моего детства у нас в деревне была сильно разрушенная школа, которая держалась из каких то последних сил "на ногах", но в любую минуту могла рухнуть до основания. Мама строго-настрого запретила нам туда ходить, но мы все равно бегали. Залезали в эти старые развалины из красного кирпича и подолгу лазали по той школе. Сейчас мне уже, конечно, не 12 лет и как ни странно, чувство самосохранения бережет меня от таких экскурсий по аварийным зданиям. Поэтому я продолжила свой путь, фотографируя по пути симпатичные магазинчики, ресторанчики и жилые дома. Иногда я заходила в заросшие буйной зеленью дворики - и там тихо млела от этой заброшенности, такой завораживающей, что мне хотелось остаться в Выборге на ночь и увидеть, какой он при свете луны.





Внезапно пошел дождь. Я даже не смогла укрыться ни в одном кафе - нигде не было мест)) И мне пришлось вымокнуть почти до нитки!



Фотограф из меня совершенно никудышный, но мне очень понравилось, как получились фотографии. И вообще очень понравился сам город. Единственное - там было очень, очень много людей из Питера, и мне прямо стало интересно, а коренные жители Выборга мне вообще встречались? Я конечно, ни с кем практически не общалась, но вот интересно, видела ли я хоть одного коренного жителя этого города? Или все местные люди попрятались по домам перед нашествием диких понаехавших из Петербурга?) Надо сказать, "понаехавшие" очень активно фотографировали все вокруг - ну как и я. Иногда даже нагло вставали на проезжую часть, чтобы красиво сфотографировать уходящую в даль узкую улицу - машины рассерженно на них бибикали, и люди в последний момент убегали с дороги. А вообще, город очень красивый. Даже жаль, что пришлось сесть в 19:35 на электричку. Собственно, пока это весь мой рассказ; хотя у меня такое чувство, как будто я что-то забыла... Ну да ладно! Если вспомню - напишу еще одну запись, хотя вряд ли уже она будет настолько длинной."

@темы: фотографии, фото, путешествия, поездки, Выборг