С трудом нашла одно из своих эссе по литературе.
Пусть будет и тут.
Героями античных произведений нередко становятся малосимпатичные с современной точки зрения герои, но Медея, пожалуй — самая несимпатичная. Если смотреть на неё глазами современного человека, то это жестокая убийца, преступница, ослеплённая жаждой обладания, ревностью и злобой.
Муж героини — Ясон, предпочёл Медее дочь коринфского царя Креона, царевну Главку, и решил жениться на ней. Из мести Медея убивает царевну, её отца, а также своих двоих детей от Ясона. В конце действия коварная женщина безнаказанно улетает на волшебной колеснице, посланной Гелиосом.
Медея целиком отрицательна, в ней нет ничего доброго; её чувства к Ясону — не любовь, а тёмная страсть, желание обладать. Интересно, что о любви Ясона к Медее нигде не упоминается — ни у Еврипида, ни у Овидия, ни у Сенеки, поэтому можно предположить, что он её не любил, а максимум испытывал недолговечную страсть. Но всё-таки герой исполнил клятву и стал мужем волшебницы.
Ситуация с предательством Ясона у Еврипида выглядит неоднозначно: складывается впечатление, что он вовсе не такой отступник, каким считает его жена. читать дальшеЯсон хочет брака с царской дочерью для того, чтобы его сыновья от «варварки» Медеи получили счастливый билет в лучшую жизнь, стали царевичами. Он добивается для своей семьи положения в обществе, заботится о том, чтобы Медее было куда уехать, чтобы у неё были средства к существованию, но Медея отвергает омерзительную для её существа помощь мужа.
Показывая участников трагедии обычной семьей, претерпевающей разлад, Еврипид как будто что-то недоговаривает. Например, почему Ясон так просто оставляет одну жену и женится на другой? Почему недоволен положением семьи? Почему Медея так беснуется и не хочет принять от бывшего мужа компенсацию? Только ли потому, что оскорблена её женская гордость? Почему боги её не наказывают? Кто же всё-таки здесь прав?
Гораздо яснее этот же сюжет описан у Сенеки. У Еврипида мы только догадываемся об этом, но у Сенеки понимаем однозначно, что сущность Медеи совсем иная, нежели у обычной женщины. Строго говоря, Медея вообще не человек, и мы должны рассматривать её поступки исходя совершенно из другой плоскости.
В античной литературе не редкость, когда герой или героиня оказываются сыном или дочерью бога, это обычная ситуация, а потому, когда мы читаем у Еврипида о том, что Медея — внучка титана Гелиоса, нас это не удивляет и мы не ставим её особняком от остальных персонажей. Но она не просто внучка Гелиоса и дочь Океаниды, Медея ещё и жрица Гекаты, она волшебница и, судя по её свойствам, практически богиня. Геката у греков — это хтоническая богиня, богиня преисподней. С ней связывали все мрачное и таинственное, она была покровительницей черной магии.
Мы ясно видим, что Медея прежде всего отпрыск титанов и темная волшебница. Убийство для неё — привычный способ решать любые проблемы: в начале пьесы «Медея» у Еврипида мы видим смутные намёки на то, что героиня предала своих родных, чтобы помочь Ясону — в чём? На этот вопрос отвечает Овидий: добыть в Колхиде золотое руно. Без помощи волшебницы он никогда не смог бы заполучить руно и выйти живым из испытаний, которые подготовил для него отец Медеи.
В пьесе Еврипида сообщается, что героиня убила собственного брата Апсирта, но автор тактично умалчивает о способе убийства: Медея разорвала тело юноши на куски и разбросала их на пути преследователей, которые должны были вернуть беглую царевну домой к отцу. Возникает соблазн заподозрить в Медее дионисийское начало, тем более что Сенека прямо называет ее «кровавой менадой». Однако не следует забывать, что изначально менады имели непосредственное отношение к культу темной богини, и жрица Гекаты Медея, безусловно, связана именно с Великой Матерью. Иными словами, Медея — не дионисийская, а прадионисийская менада. К тому же, дионисийские менады творят свои злодеяния, будучи безумны, Медея же действует в трезвом рассудке, и от этого ее преступления ещё ужаснее.
О том, как Медея помогает Ясону завладеть Золотым Руном, достаточно подробно рассказывает Овидий в своих «Метаморфозах».
«Но лишь в беседу вступил и за правую взял ее руку
Гость и о помощи стал просить ее голосом тихим,
Мужем ей стать обещал»
Овидий, Метаморфозы, VII
Ясон поклялся всем, чем только можно, и таким образом заключил не просто союз с влюбленной девушкой, а магический договор с хтоническими силами. И когда он решился изменить Медее, пусть даже и ради блага сыновей, у него не было шансов избежать кровавой расправы, ведь нарушить такой договор безнаказанно нельзя, и здесь действуют совсем другие законы — не человеческие, а законы жестокой черной магии.
Убийство собственных детей — самый жуткий поступок Медеи. Она, конечно, их не любит, хотя по ходу действия Еврипид пытается убедить нас в том, что Медея убивает сыновей из страха. Их все равно убили бы коринфяне, и по крайней мере мать подарит им безболезненную смерть. Но в это плохо верится, потому что это как минимум не единственный мотив Медеи. Второй мотив выглядит куда более правдоподобным и в духе героини — Медея хочет лишить Ясона наследия, потому что видит, как страдает бездетный царь Афин Эгей. Именно после разговора с Эгеем она окончательно утверждается в своём намерении.
Есть здесь и третий мотив: предположительно, Медея всего-навсего восстанавливает «статус кво» — Ясон нарушил клятву, данную жене, и разорвал магический договор с хтоническими божествами. Так что Медея возвращает всё как было — золотое руно обретает своё место на родине в Колхиде, брак с Ясоном аннулируется, а плоды этого брака уничтожаются.
«Престол, отца и брата — все вернула я,
Владеют снова колхи золотым руном,
Вернулись власть и отнятая девственность.
О боги, снова кроткие! О свадебный,
О светлый день! Нет, лишь злодейство кончено,
Не месть моя.»
Медея, Сенека.
Сенека сообщает очень интересную деталь: Медея восстанавливает свою девственность. А. Зубов не раз упоминал, что богини всегда восстанавливают девственность после союза с мужчиной, богом или смертным. Таким образом они сохраняют свою обособленность, независимость. Точно то же самое делает Медея.
В пьесе Сенеки есть и совсем непонятный момент: когда Медея колеблется, убивать ей детей или нет, она называет их то своими, то не своими, а то вообще говорит:
«У Медеи нет детей,
Есть пасынки Креусы»
Медея, Сенека.
Что это, слова оскорбленной матери, или ещё один магический момент?
Интересно, что и у Еврипида, и у Сенеки Ясон, похоже, не вполне понимает природу Медеи, по его словам, она просто варварка, и должна быть ему благодарна за то, что он приобщил её к цивилизованному миру. Неужто он не подозревал, какие страшные последствия могут быть у его поступка?
Можно предположить, что Ясон со временем начал тяготиться кровожадной женой, которая его, возможно, пугала. Чтобы помочь Ясону сначала добыть золотое руно, а потом вернуть власть на Родине, Медея идёт на убийства, и этим восставляет против себя людей. В результате и она, и Ясон, вынуждены скитаться в чужих странах, потому что таков удел убийцы.
«Есть рок Ананке (Необходимость), древнее постановление богов. Вечное, скрепленное словно печатью, пространными клятвами: Если какой-нибудь демон осквернит свои члены кровью по прегрешению, следуя ненависти, даст преступную клятву… 30 тысяч лет скитаться ему вдали от блаженных, рождаясь с течением времени во всевозможных обличьях смертных существ, меняя мучительные пути жизни… По этому пути и я иду ныне, изгнанник богов и скиталец, повинуясь бешеной ненависти» [Ипполит. Опровержение всех ересей. 7:29].
Ясон, вероятно, хочет избавиться от этого проклятья, ведь лично он не виноват в злодеяниях Медеи — он искренне так считает. К тому же Медея — «варварка», и брак с ней даже не считался у греков законным, так что Ясон буквально оказывается за бортом общественной жизни. Но увы, если заключил договор с Гелиосом и Гекатой, назад дороги нет. Тем более, что изначально Ясон был движим такой же жаждой обладания, как и Медея, только предметом его страсти было золотое руно.
Итак, Медея убивает соперницу, её отца и своих двоих детей, и улетает на запряженной драконами колеснице. Известно, что потом она стала женой Эгея, которому ещё в пьесе Еврипида обещала помочь стать отцом. Довольно двусмысленное обещание, которое выполняет буквально. Семейную идиллию испортило появление на сцене Тесея — сына, о котором Энею было ничего не известно. Медея замышляет его убийство, но Эней вовремя узнаёт в нём свою кровь, и коварная волшебница снова вынуждена бежать. Она так и осталась убийцей, и в этом её даже нельзя обвинить — это просто-напросто её сущность.
Список литературы
1. Еврипид, Медея, электронная версия
2. Овидий, Метаморфозы. Санкт-Петербург : Азбука, 2022
3. Сенека, Медея, электронная версия
4. Медея, кровавая менада [электронный ресурс](vk.com/wall-52526415_21682), дата обращения 11.09.2023
5. А. Зубов, лекция 76. Проблема зла в греческой религии. Состав и судьба человека [электронный ресурс]( abzubov.com/new_course/lecture_076), дата обращения 11.09.2023
Образ Медеи в античной драме
С трудом нашла одно из своих эссе по литературе.
Пусть будет и тут.
Героями античных произведений нередко становятся малосимпатичные с современной точки зрения герои, но Медея, пожалуй — самая несимпатичная. Если смотреть на неё глазами современного человека, то это жестокая убийца, преступница, ослеплённая жаждой обладания, ревностью и злобой.
Муж героини — Ясон, предпочёл Медее дочь коринфского царя Креона, царевну Главку, и решил жениться на ней. Из мести Медея убивает царевну, её отца, а также своих двоих детей от Ясона. В конце действия коварная женщина безнаказанно улетает на волшебной колеснице, посланной Гелиосом.
Медея целиком отрицательна, в ней нет ничего доброго; её чувства к Ясону — не любовь, а тёмная страсть, желание обладать. Интересно, что о любви Ясона к Медее нигде не упоминается — ни у Еврипида, ни у Овидия, ни у Сенеки, поэтому можно предположить, что он её не любил, а максимум испытывал недолговечную страсть. Но всё-таки герой исполнил клятву и стал мужем волшебницы.
Ситуация с предательством Ясона у Еврипида выглядит неоднозначно: складывается впечатление, что он вовсе не такой отступник, каким считает его жена. читать дальше
Пусть будет и тут.
Героями античных произведений нередко становятся малосимпатичные с современной точки зрения герои, но Медея, пожалуй — самая несимпатичная. Если смотреть на неё глазами современного человека, то это жестокая убийца, преступница, ослеплённая жаждой обладания, ревностью и злобой.
Муж героини — Ясон, предпочёл Медее дочь коринфского царя Креона, царевну Главку, и решил жениться на ней. Из мести Медея убивает царевну, её отца, а также своих двоих детей от Ясона. В конце действия коварная женщина безнаказанно улетает на волшебной колеснице, посланной Гелиосом.
Медея целиком отрицательна, в ней нет ничего доброго; её чувства к Ясону — не любовь, а тёмная страсть, желание обладать. Интересно, что о любви Ясона к Медее нигде не упоминается — ни у Еврипида, ни у Овидия, ни у Сенеки, поэтому можно предположить, что он её не любил, а максимум испытывал недолговечную страсть. Но всё-таки герой исполнил клятву и стал мужем волшебницы.
Ситуация с предательством Ясона у Еврипида выглядит неоднозначно: складывается впечатление, что он вовсе не такой отступник, каким считает его жена. читать дальше